г. Челябинск, ул. Островского, 6
 8 (351) 700-10-20/ 8 (351) 700-10-30

123
  
Сведения об образовательной организации
Новости
Вебинары
Сборники
Конференции
Проекты
Достижения
Контакты
  • Главная
  •  / 
  • Дошкольное образование

Часто задаваемые вопросы

Вопрос: Какие документы обязательны для подготовки воспитателем ДОО?
 Согласно приказу Министерства Просвещения РФ от 6 ноября 2024 г. № 779 «Об утверждении перечня документов, подготовка которых осуществляется педагогическими работниками при реализации основных общеобразовательных программ, образовательных программ среднего профессионального образования» при реализации образовательной программы дошкольного образования воспитателем осуществляется подготовка двух документов: журнала посещаемости и календарно-тематического плана. Воспитатели ДОО, реализующие образовательную программу дошкольного образования, планирует свою деятельность в форме календарно-тематического плана в соответствии с образовательной программой дошкольного образования. В период замещения основного воспитателя другим воспитателем (временная нетрудоспособность, отпуск и так далее) может использоваться календарно- тематический план, подготовленный другими педагогическими работниками.


Вопрос: Можно ли вести журнал посещаемости и календарно-тематический план в электронной форме?
 Да, ДОО имеет право применять в своей деятельности электронный документооборот без дублирования на бумажном носителе. Данное право закреплено частью 8 статьи 28 Федерального закона № 273-ФЗ.


Вопрос: Должен ли сотрудник, осуществляющий присмотр и уход за детьми без реализации образовательной программы, вести календарно-тематический план?
 Нет, действие Приказа № 779 распространяется только на воспитателей, которые осуществляют образовательную деятельность.


Вопрос: Существует ли утвержденная форма журнала посещаемости и календарно- тематического плана?
 Нет, действующим федеральным законодательством не закреплено обязательных требований к форме журнала посещаемости и календарно- тематического плана. В соответствии с частью 1 статьи 28 Федерального закона № 273-ФЗ образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов. Таким образом, ДОО вправе самостоятельно разработать и утвердить собственные формы журнала посещаемости и календарно- тематического плана и использовать их в своей работе.


Вопрос: Какую форму журнала посещаемости следует использовать?
 В соответствии с частью 1 статьи 28 Федерального закона № 273-ФЗ ДОО обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов. Таким образом, способ фиксации данных в журнале посещаемости выбирается ДОО самостоятельно. Например, может быть использована табличная форма, в которой по строкам указываются фамилии, имена, отчества воспитанников группы, по столбцам дни в месяце. На пересечении соответствующей строки и столбца ежедневно проставляется отметка о присутствии или отсутствии воспитанника в конкретную дату.


Вопрос: Какая информация должна быть отражена в календарно-тематическом плане?
 На основании части 1 статьи 28 Федерального закона № 273-ФЗ образовательная организация самостоятельна в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов. Таким образом, ДОО вправе самостоятельно разработать и утвердить форму календарно-тематического плана. Рекомендуемое содержание календарно-тематического плана представлено на стр. 3 данного разъяснительного письма.


Вопрос: Может ли орган государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, расширить перечень документов, подготовка которых обязательна педагогами ДОО?
 Да, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, по согласованию с Минпросвещения России вправе утвердить дополнительный перечень документов, подготовка которых осуществляется педагогическими работниками при реализации образовательной программы дошкольного образования (пункт 1 части 6.1 статьи 47 Федерального закона № 273-ФЗ).


Вопрос: Почему Приказ № 779 не обязывает педагогических работников вести карты педагогической диагностики?
 Пунктом 3.2.3 ФГОС ДО, установлено, что в рамках педагогической диагностики может проводиться оценка индивидуального развития детей. Специфика педагогической диагностики достижения планируемых образовательных результатов образовательной программы дошкольного образования определяется тем, что целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке. В соответствии с пунктом 16.2 ФОП ДО решение о проведении педагогической диагностики, ее периодичности, формах и методах проведения определяются непосредственно ДОО. При этом пунктом 16.7 ФОП ДО определено, что способ и форму регистрации результатов педагогической диагностики педагог выбирает самостоятельно. В связи с этим конкретизация формы регистрации результатов педагогической диагностики не требует определения федеральными органами власти.
Вместе с тем, ФГБНУ «Институт развития, здоровья и адаптации ребенка» (далее – ФГБНУ ИРЗАР), подведомственным Минпросвещения России, разработан комплекс педагогической диагностики освоения детьми образовательной программы дошкольного образования, который педагогические работники смогут использовать, в том числе при проведении педагогической диагностики. В настоящее время реализуется пилотный этап по использованию указанного диагностического инструментария педагогами-практиками.
По завершении пилотного этапа (август 2025 г.) на официальном сайте ФГБНУ ИРЗАР в открытом доступе будут размещены материалы комплекса педагогической диагностики освоения ФОП ДО.


Вопрос: Почему Приказ № 779 не обязывает педагогических работников разрабатывать образовательные программы и рабочие программы?
 Образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если Федеральным законом № 273-ФЗ не установлено иное, в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО. Содержание и планируемые результаты разработанных образовательными организациями образовательных программ должны быть не ниже соответствующих содержания и планируемых результатов федеральной программы дошкольного образования (части 5 и 6 статьи 12 Федерального закона № 273-ФЗ). В соответствии с частью 1 статьи 27 Федерального закона № 73-ФЗ образовательная организация обладает автономией. Таким образом, состав рабочей группы образовательной организации, которая занимается разработкой образовательных программ ДОО, определяется самостоятельно образовательной организацией. Педагогические работники имеют право на участие в разработке образовательных программ (часть 3 статьи 47 Федерального закона № 273-ФЗ). С учетом изложенного, участие в разработке образовательных программ является правом, а не обязанностью педагогического работника. Структура образовательной программы дошкольного образования определяется ФГОС ДО (пункт 1.8. ФГОС ДО). ФГОС ДО, определяя требования к структуре образовательной программы дошкольного образования, условиям и результатам ее освоения, не содержит указаний на наличие такой учебно-методической документации, как рабочие программы. Рабочие программы не входят в образовательные программы организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования.


Вопрос: Является ли ведение групповых протоколов родительских собраний, встреч с родителями (законными представителями) обязательным?
 Родительские собрания, проводимые в ДОО, являются средством реализации просветительского и консультационного направлений деятельности педагогических работников. Ведение протоколов родительских собраний, встреч с родителями не является обязательным, так как протоколы не входят в перечень документации, обозначенной Приказом № 779. Вместе с тем, коллегиальные решения, принятые на собраниях, целесообразно подтверждать протоколами. Протокол собрания, как правило, ведет уполномоченный собранием секретарь, который может быть представителем родительской общественности (в том числе родительского комитета).


Вопрос: Должен ли педагог разрабатывать план самообразования?
 Заполнение плана самообразования не относится к трудовой функции, связанной с реализацией образовательной программы, то есть план самообразования не является документом, подготовку которого обязаны осуществлять педагогические работники.


Вопрос: Распространяется ли Приказ № 779 на старших воспитателей?
 В случае, если реализация образовательной программы дошкольного образования входит в перечень должностных обязанностей старшего воспитателя, то перечень документов, обозначенный Приказом № 779, является обязательным для данной категории педагогических работников.


Вопрос: В ДОО ведутся различные журналы и графики: кварцевания, проветривания, осмотра на педикулез, учета внесения родительской платы и прочее. Кто будет вести данные документы, если они не входят в перечень, определенный Приказом № 779?
 Заполнение документации, связанной с контролем санитарно-гигиенических условий, напрямую не относится к реализации образовательной деятельности. Ведение такого вида документации может осуществляться иными сотрудниками образовательной организации. Так, к примеру, журнал утреннего фильтра может заполняться медицинским работником, журнал кварцевания – младшим воспитателем или помощником воспитателя. Отмечаем, что в соответствии с пунктом 5 части 3 статьи 28 Федерального закона № 273-ФЗ заключение и расторжение трудовых договоров с работниками, распределение должностных обязанностей работников относятся к компетенции образовательной организации. Конкретные должностные обязанности педагогических работников в соответствии с частью 6 статьи 47 Федерального закона № 273-ФЗ определяются трудовыми договорами и должностными инструкциями. В случае, если в образовательной организации принимается решение, что обязанность заполнения документации, связанной с контролем санитарно-гигиенических условий, возлагается на педагогических работников, то условия выполнения такого дополнительного вида работы предусматриваются трудовым договором или дополнительным соглашением к трудовому договору, подписанным в двухстороннем порядке.


Вопрос: Как оформить паспорт группы?
 Паспорт группы не входит в перечень документации, обозначенной Приказом № 779, следовательно, паспорт группы не является обязательным к заполнению документом. Вместе с тем отмечаем, что особенности организации развивающей предметно- пространственной среды (далее – РППС) должны входить в организационный раздел образовательной программы дошкольного образования (пункт 2.11.3 ФГОС ДО). Образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если Федеральным законом № 273-ФЗ не установлено иное, в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО. Содержание и планируемые результаты разработанных образовательными организациями образовательных программ должны быть не ниже соответствующих содержания и планируемых результатов федеральной программы дошкольного образования (части 5 и 6 статьи 12 Федерального закона № 273-ФЗ). Требования к РППС определены в пункте 3.3. ФГОС ДО, особенности организации РППС – в разделе 31 ФОП ДО.


Вопрос: Кем разрабатывается программа воспитания и план воспитательной работы?
 ФОП ДО включает в себя учебно-методическую документацию, в состав которой входят в том числе федеральная рабочая программа воспитания и федеральный календарный план воспитательной работы (пункт 5 ФОП ДО). Таким образом, рабочая программа воспитания и календарный план воспитательной работы являются компонентами образовательной программы ДОО, которая, согласно части 5 статьи 12 Федерального закона № 273-ФЗ, самостоятельно разрабатывается и утверждается образовательной организацией. В соответствии с частью 1 статьи 27 Федерального закона № 273-ФЗ образовательная организация самостоятельна в осуществлении образовательной и административной деятельности. Таким образом, состав рабочей группы образовательной организации, которая занимается разработкой образовательных программ ДОО, определяется самостоятельно образовательной организацией.


Вопрос: Должен ли педагог готовить сценарии/конспекты занятий?
 Сценарии и конспекты занятий не входят в перечень документации, определенный Приказом № 779. Таким образом, педагогические работники не обязаны вести данные документы. Вместе с тем, если подготовка сценариев и (или) конспектов занятий необходима педагогу для успешной реализации поставленной образовательной задачи, то в инициативном порядке он может это делать. Форма ведения данных документов определяется в данном случае педагогическим работником самостоятельно.


Вопрос: Обязательно ли оформлять основную часть ОП ДОО (которая соответствует ФОП ДО) именно в виде ссылок? Написали ОП ДОО полностью, взяв текст из ФОП ДО. Будет ли это нарушением?
 Нет, не будет нарушением, но очень увеличит объём текста. Всё равно надо будет указать пункты, откуда Вы берёте текст - в этом особенность ФОП ДО как нормативного документа.


Вопрос: Как правильно назвать программу дошкольного образования: в п. 4 ст. 12 ФЗ -273 говорится, что Основная общеобразовательная программа - образовательные программы дошкольного образования (у нас в учреждениях было ООП ДО). Далее в п.6 ст. 12 ФЗ-273 даются тезисы относительно Образовательной программы дошкольного образования (ОП ДО). В порядке осуществления образовательной деятельности по образовательным говорится только Образовательная программа дошкольного образования. И во ФГОС ДО говорится только Образовательная программа дошкольного образования. Т.е. в основном (ОП ДО).Так как все же называть наши программы ООП ДО - основная образовательная программа дошкольного образования или ОП ДО - образовательная программа дошкольного образования?
 Следует придерживаться терминологии, определенной ФЗ «Об образовании в РФ». В соответствии с ч.3 ст. 12 К основным образовательным программам относятся: 1) основные общеобразовательные программы - образовательные программы дошкольного образования, образовательные программы начального общего образования … Таким образом правильное название основной программы ДОО - «образовательная программа дошкольного образования».


Вопрос: Можно ли, создавая ОП ДОО, сделать ссылку на всю ФОП ДО и добавить ЧФУ?
 Можно сделать и так, но корректнее наряду с ссылкой указывать еще и пункты конкретных структурных элементов ФОП ДО. Можно прописать структуру программы Вашей организации (к примеру, целевой, содержательный и организационный; либо подробнее - задачи, планируемые результаты и др.). Рядом с разделом дать ссылку на ФОП ДО и указать конкретные пункты в ФОП ДО (к примеру, с 1.6 по 12.5). Можно в соответствующих разделах дать ссылку на методическое пособие, из которого Вы берёте содержание парциальных программ, методик, форм организации образовательной работы (см. п. 2.12 ФГОС ДО).


Вопрос: На какой срок разрабатывается ООП ДОО?
 Срок действия разработанной и утверждённой ДОО образовательной программы нормативно на федеральном уровне не определён. ОП ДОО утверждается локальным актом организации.


Вопрос: Какие УМК предпочтительно использовать при внедрении и реализации ФОП ДО? Какие УМК не стоит использовать?
 В соответствии с ч. 3 ст. 18 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» - Учебные издания, используемые при реализации образовательных программ дошкольного образования, определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов, а также федеральных образовательных программ дошкольного образования и федеральных образовательных программ начального общего образования.


Вопрос: Каким УМК пользоваться в ФОП ДО?
 В соответствии с ч. 3 ст. 18 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» - Учебные издания, используемые при реализации образовательных программ дошкольного образования, определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов, а также федеральных образовательных программ дошкольного образования и федеральных образовательных программ начального общего образования.


Вопрос: Если в группе общеразвивающей направленности находятся 3 ребенка с РАС, то пишется АООП или АОП на каждого ребенка с РАС?
 При зачислении детей с ОВЗ в группу общеразвивающей направленности необходимо изменить направленность дошкольной группы на комбинированную (п.13 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования, утв. Приказом Минпросвещения России от 31 июля 2020 г. N 373 (в ред. от 01.12.2022) При наличии в дошкольной группе нескольких детей с ОВЗ одинаковой нозологии разрабатывается одна АОП.


Вопрос: Подскажите, пожалуйста, если в детском саду комбинированного типа есть группа с речевыми нарушениями (логопункт) в таком случае пишется рабочая программа логопеда с ссылкой на ФОП ДО (коррекционная работа) или необходимо писать АОП?
 Если в ДОО есть дети с подтверждённым ОВЗ в речевом развитии, то необходима АОП.


Вопрос: В группах комбинированной направленности АОП пишется на весь детский сад или индивидуально на каждого ребенка?
 АОП пишется на категорию детей, на каждого ребенка она может индивидуализироваться.


Вопрос: В коррекционном разделе образовательной программы должно быть содержание по коррекционной работе с нормотипичными детьми? Или со всеми группами детей, включая детей с ОВЗ?
 В разделе коррекционно-развивающей работы Образовательной программы Вашей организации могут быть включены цели и содержание КРР для всех обозначенных в ФОП ДО целевых групп обучающихся, в том числе и для нормотипичных воспитанников. При этом, коррекционно-развивающие программы должны быть представлены в Организации только для тех целевых групп, которые в настоящее время отражены в контингенте (отнесенность ребенка к группам ЧБД, ОВЗ и инвалидностью должны быть подтверждены документально). Данные программы необязательно должны быть разработаны самой Организацией.


Вопрос: Где брать региональный компонент?
 Согласно пункту 2.12 ФГОС ДО Часть, формируемая участниками образовательных отношений, может быть представлена в виде ссылок на соответствующую методическую литературу, позволяющую ознакомиться с содержанием парциальных программ, методик, форм организации образовательной работы. П. 2.11.2 данная часть, в частности, может быть ориентирована на специфику национальных, социокультурный и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность. Обязательности включать в ОП региональный компонент нет.


Вопрос: Что будет с вариативными комплексными образовательными программами дошкольного образования? «Радуга», «Детство», «Истоки», «От рождения до школы» и другими? Содержание, технологии, формы, методы, предлагаемые данными программами, можно использовать в практике работы детского сада?
 Согласно пункту 2.5 ФГОС ДО «Программа разрабатывается и утверждается Организацией самостоятельно в соответствии с настоящим Стандартом и федеральной программой» (в ред. Приказа Минпросвещения России от 08.11.2022 N 955). Объем обязательной части Программы должен соответствовать федеральной программе и быть не менее 60% от общего объема Программы; части, формируемой участниками образовательных отношений, не более 40% (пункт 2.10 ФГОС ДО). Обязательная часть Программы предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях (пункт 2.5 Стандарта). В части, формируемой участниками образовательных отношений, должны быть представлены выбранные и/или разработанные самостоятельно участниками образовательных отношений Программы, направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и/или культурных практиках (далее - парциальные образовательные программы), методики, формы организации образовательной работы (пункт 2.9 ФГОС ДО). Перечисленные программы являются комплексными, не могут входить в часть, формируемую участниками образовательных отношений. Вместе с тем, технологии, формы, методы, предлагаемые данными программами, могут быть использованы в практике работы ДОО, если позволяют решать задачи и содержание ФОП ДО.
 

Госуслуги
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
  • Сведения об образовательной организации
  • Новости
  • Вебинары
  • Сборники
  • Конференции
  • Проекты
  • Достижения
  • Контакты
+7 (351) 700-10-20
+7 (351) 700-10-30

mail@cro174.ru

г. Челябинск,  ул. Островского, 6
                      ул. Первой Пятилетки, 57
                         ул. Барбюса,  65 а
                         ул. Молодогвардейцев, 56 б