Туесок из Соликамска
В наш музей «Истоки» попал интересный экспонат начала ХХ века - берестяной туесок. Исследуя его внешнюю конструкцию, мы увидели, что на его дне изнутри вырезан крест, а на дне снаружи выцарапаны цифры ХV. За консультацией мы обратились к искусствоведу Галине Игнатьевне Пантелеевой. Она, как последний владелец, сообщила, что туесок мог быть сделан в монастыре. Туес датирован 1904 годом, что также делает его уникальным. Галина Игнатьевна, которая сейчас проживает в городе Копейске, много лет была заведующей музея в Соликамске, который располагался в бывшем монастыре, откуда она и привезла на память о своей работе, о поездках в экспедиции туесок, который решила передать в наш школьный музей. Издание Черных В.И. «Народы Пермского края» 2007 г. стали основными источниками для нашей версии изучения уникального экспоната.
В Прикамье, откуда привезен туесок, их использовали для хранения продуктов питания и для других целей: в страду на покос или на жатву воду, квас, молоко. Были известны не только простые туеса, как наш, но и орнаментированные, тисненые, с нанесением при помощи костяного и деревянного чекана рисунком.
Для того, чтобы доказать наше предположение об особом способе изготовления и украшения уральских туесков, мы изучили экспонаты Исторического музея Южного Урала. По совету исследователя берестяного искусства, народного мастера России, кандидата педагогических наук Ярыша В.И., который в своих статьях подчеркнул особенности изготовления и конструкции туесков Урала, мы сделали точные замеры изделия и сфотографировали со всех сторон. Версия Ярыша Владимира Ивановича заключается в том, что цифры ХV могут обозначать инициалы автора, а крест - принадлежность к православию, и то , что туес сделан в монастыре. Мы проверили, может ли туес держать воду, он немного рассохся, но, в общем, воду держит.
Интересным обрядом на Пасху в Прикамье было изготовление четверговой или четвережной соли: так называли соль, которую ставили на божницу накануне Пасхи, ее использовали в лечебной магии для крупного рогатого скота. Возможно, поэтому наш туесок, в котором есть следы соли, и украшен крестом, а соль, которую в нем хранили, была четверговая. Соль зашивали в ладанку и носили на груди рядом с нательным крестиком, брали с собой, отправляясь в дальнюю дорогу либо на войну. Щепотку соли, завёрнутую в узелок, клали за пазуху, когда в первый раз выгоняли скотину в стадо. Отправляясь в первый раз в поле, пахарь непременно брал с собой хлеб, «четверговую» соль, яйца. Чтобы узнать о знаках с нижней стороны дна, надо обратиться к более раннему периоду.
Мы узнали из исследований В.И. Рогачева, что к тамгам, клеймам, знаменам, метам и другим идеограмамам, то есть письменным знакам традиционных обозначений народ обращался на протяжении всей истории. Использование обозначений, знаков, которые наносились на определенную утварь и орудия труда, борти, одежду - способ, к которому прибегали многие народы для обозначения и сохранения родоплеменной, а несколько позже семейной собственности, а также для сохранения и передачи информации. Необходимость в знаках собственности была так велика, что если сыновья делились с отцом и основывали свои хозяйства, они должны были во избежание имущественных недоразумений выбрать себе знак. У коми, например, был знак в виде цифры римской 5-V. Он переходил от отца младшему сыну или другому сыну, который наследовал хозяйство и дом отца. Другие сыновья, отделившись, видоизменяли этот знак, например, добавив внизу черту. Исследователи считают наиболее древними идеограммами, наносимыми на ритуальные предметы, знаки, наносимые на кресты до 80-х годов ХХ века, и здесь есть именно религиозно-магическое значение этих родовых символов, каждый из которых говорил: « не трогай меня», «охранял покой».
У башкир крест обозначал небо. Он составлял потолочную конструкцию юрты, изображался на бытовых предметах, Тенгри - верховный бог языческих времен у башкир также обозначался в виде прямого креста. Слово туес является заимствованием в севернорусские говоры из древнепермского (коми) языка, от коми той «берёста». В XIX веке мастерские по росписи бураков были созданы в Нижнем Тагиле, позже в Нижней Салде. Развивалось на Урале искусство изготовления изделий из бересты - так называемый "бурачный" промысел. Центрами его являлись Нижнесалдинский, Верхнесалдинский и Нижнетагильский заводы, где в начале 20-го века действовали более 40 кустарных мастерских. Так, бурачный промысел, имеющий древние корни, сохраняется и развивается в Прикамье уже не одну сотню лет. Характерная особенность традиционных пермских туесов - тиснёный орнамент. Бурак – сосуд цилиндрической формы, изготовленный из бересты, берёзовой коры. Другое название бурака – туес. Устройство туеска было очень простым: сколотень, «рубашка», донце и крышка. При изготовлении сколотень выступал в верхней и нижней частях на три-пять сантиметров. Распаренный, он загибался поверх «рубашки» через ивовый или черёмуховый, расщепленный надвое прут или берестяную полоску. Дно вколачивалось в распаренную нижнюю часть, а крышка одевалась сверху. Знак на дне туеска в виде креста обозначает жизнь, соединение земли и неба, обозначает самого Христа.
Народное искусство не предполагает авторства, поэтому установить имя мастера, чьи инициалы обозначены внизу в виде римской цифры «ХV» мы тоже не можем точно. Но характерными особенностями для туеска с Верхнего Урала является широкая нижняя обичайка. То, что туес отмечен крестом подтверждает ритуальный смысл, так как в нем хранили четверговую соль. Сама загадка туеска и помогла ему сохраниться столько лет и дойти до нашего времени.
Участник: Сайфутдинова Елизавета 7 б класс, МБОУ «СОШ № 144 г. Челябинска», активист школьного краеведческого музея «Истоки», руководитель Румянцева Таисия Валериевна, педагог дополнительного образования.